Анна Грекова

О себе:

Родилась в 1968 году в Москве. Закончила Строгановский художественно-промышленный институт (факультет графического дизайна) в 1994 году. Работает в области станковой живописи, графики и книжной иллюстрации. Также занимается керамикой. В 2001 году закончила студию рекламы, кино и телевидения Юрия Грымова при РГГУ. Участвовала в ….ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВЫСТАВКИ

От себя:

Я начала серьезно заниматься живописью в московской художественной школе №1, при Академии Художеств. Школа до сих пор существует и по-прежнему находится на Пречистенке. Там работали замечательные преподаватели, а главное – там была необыкновенная, прекрасная атмосфера. Это были 1980-е годы, очень интересная эпоха. Конечно, ранние впечатления юности оказались невероятно важными для становления моего характера как личности и художника.

Большую роль в жизни и в выборе живописи как профессии сыграл мой отец, Сергей Александрович Егоров. Несмотря на то, что профессионально папа не был связан с живописью (он был известным юристом-международником), он глубоко и искренне увлекался искусством и передал мне и моим братьям свою любовь к живописи и архитектуре.

Моим главным учителем был прекрасный живописец и график Андрей Таль. Он сильно повлиял на мое художественное видение и восприятие мира. В свою очередь, его наставником был весьма влиятельный мастер Владимир Вейсберг. Я согласна с творческим кредо Таля – «Для меня живопись – это не столько прошлое изобразительного искусства, сколько настоящее и будущее его».

Я хорошо помню время, проведенное мной в юности в поселке Луцино около Звенигорода, где находились академические дачи. Там как раз жил Таль. На меня очень сильное впечатление произвела природа этих мест, я и сейчас отчетливо помню свои тогдашние ощущения от глубины ее переживания. И конечно, там было много полезного общения —  частые встречи и беседы с интересными людьми. Именно тогда начались мои первые опыты визуального восприятия мира и себя в нем. Я начала поиски собственной живописной манеры.

Таль был не просто самобытным мастером и отличным учителем. Он был блестяще эрудирован, прекрасно разбирался и в истории искусства, и в философии, и в богословии. Его картины всегда были оригинальны и очень свежи. Может быть, стиль Таля можно назвать близким к экспрессионизму – особенно в его гравюрах – но вопросы определения четких стилистических рамок меня никогда особенно не занимали. И именно в то время меня заинтересовали вопросы личной веры, религии и трудного пути самопознания. Конечно, все это отразилось в моей живописи.

Интерес к нравственным проблемам у меня начал проявляться подсознательно с молодых лет. Во многих картинах стали появляться образы ангелов – как выражение чувства присутствия в нашем мире высших сил. Я думаю, что главные мотивы, главные причины моего стремления писать – желание высказать красками мое ощущение связи нашего реального пространства с другим, высшим миром. Я чувствую присутствие целостности нашего бытия в двух мирах – можно по традиции назвать их миром дольним и горним. На мой взгляд. мир бытия человека в этой жизни прозрачен. Внутреннее, образное видение и обычные средства живописи за завесой привычной реальности помогают увидеть другой мир. Там вещи предстают в своем истинном свете. Конечно, это чувство прозрачности бытия возникает лишь иногда, и тем прекраснее его появление в жизни человека. Передать на картине этот момент поиска, видения и возможного обретения высшей гармонии двух миров – главная моя цель как художника.

Откровенно говоря, в живописи меня не очень интересуют так называемые «бытовые жанры» или простые повседневные сцены. Конечно, это не значит, что сюжеты и темы должны быть пафосными или заумными. Отнюдь не так. Самые простые предметы могут показать ту самую связь разных пространств, которую я стараюсь найти. При помощи цвета и света из них можно создать единство и гармонию. Когда я пишу цветы, они получаются не просто обычными цветами, а какими-то космическими живыми существами. Также и в пейзаже – важны не столько мотив и фактура, а присутствие в пейзаже жизни, или живого существа – пусть хотя бы в какой- то небольшой детали. Например, кошка – или намек на нее —  прекрасно оживляет любую картину. Ну и разумеется, в картине должен в разумных приделах присутствовать юмор. Без него очень легко скатиться в скуку и уныние, какие бы виртуозные колористические и композиционные приемы ты не использовал.

В общем, я стараюсь не думать о своей работе в искусствоведческих терминах. Наверное, тот самый момент, когда картина закончена, осознается интуитивно. А может, она никогда не бывает полностью закончена. Чувство меры в образе напрямую зависит от сохранения некой незавершенности. Или недоговоренности. Полу-недосказанности. Очень не хочется загромоздить и перегрузить пространство, которое ты создаешь. Очень не хочется формальной сухости и «музейной» скучности. Главное – это смысловая завершенность, даже если все в целом кажется немного недоделанным. Поэтому я верю, что действительно, большее — в меньшем. Картине нужно, чтобы в ней было много воздуха.

Если говорить о влиянии других художников, мне кажется, что этот вопрос тоже не так уж важен. Опять же наиболее сильны впечатления юности. Мне нравились мастера, которые стремились выразить то же, что и я. Звучит банально, но это гармония, радость жизни, позитивная энергетика, связь человека с природой и единство всех уровней бытия. У многих это получилось. Это импрессионисты, фовисты (особенно Матисс), Врубель, художники модерна, Фальк, Пикассо, экспрессионисты. Из более поздних живописцев – Владимир Вейсберг и Андрей Таль. Они оба выразили в своем искусстве глубокие нравственные поиски.

Разумеется, мне импонируют художники, для которых важен не просто успех и выгодные продажи. И абстрактные вопросы отстраненного, холодного изучения формальных аспектов живописи меня тоже не сильно привлекают. Этот подход можно назвать научным, и он мне чужд.  Также я не рассматриваю свои вещи просто как красивые пятна. Или милые частицы интерьера. Надеюсь, эти работы интересны сами по себе.

Я думаю, что в картине должно быть живое чувство, открытая эмоция. Стесняться этого художнику не следует. И конечно, картина должна быть прозрачна, как и само бытие в нашем мире.